У меня сегодня просто день воспоминаний о моем танго-детстве.
Только что писала статью про Гавито, а тут увидела анонс Российского Танго Конгресса и вспомнила, что училась я не только у Гавито. Если Карлос был моим танго-папой, который показывал красоту этого мира, учил видеть подводные камни, учил их обходить, учил философии танца и философии жизни, и его присутствие на милонге в БА давало уверенность, что все будет хорошо, то учил меня танцевать танго во всем его многообразии — все-таки Эстебан Морено. Я всегда выбираю себе тех самых людей, у которых учиться будет невероятно интересно. Так вот, у Эстебана Морено я училась 11 лет — было не важно групповые занятия, индивидуальные — это всегда было новое открытие и маленькое путешествие к самой себе. Я продолжала это делать с маниакальным упорством и когда уже сама преподавала, и всякий раз для себя открывало много нового. Какое количество раз на его уроках я находила в себе неведомые части себя, которые потом, кстати радостно начинали болеть: «видишь мы есть, мы про себя тебе напоминаем :)», какое количество раз я приходила на урок со словами — опять все поломалось и я ничего не умею, и он смеялся, а потом за час собирал меня заново, подкрутив и улучшив предыдущую конструкцию:), какое количество раз я спорила и не соглашалась с ним, а он терпеливо сносил мои взбрыкни и просто продолжал работать, шаг за шагом делая свое дело.
А еще он учил меня музыке. По секрету могу сказать, что он учился музыке года 3, а я 14, но музыка танго для танцора — это то, что может дать крылья, это то что содержит ответы на все вопросы. И он один из немногих танцоров танго, который про танго знает все и с разных сторон. Хочешь танцевать технично, попробуй уложить связку в музыкальную фразу и тебе станет понятно насколько технично ты танцуешь. Хочешь станцевать выразительно — узнай о чем вообще там страдают или печалятся, хочешь рассказать историю — открой для себя Пяьццоллу:) И так далее, и далее, и далее…
Вот один из самых моих любимых танго: Астор Пьяццолла «Milonga en tres»
Меня всегда удивляла глубина его познаний о танго. Это не только движение. Хотя когда я училась водить, именно он мне объяснил структуру танца, почему структуру надо отделять от техники, и как их сводить в одну точку, как собирать движение в танец. Как-то он минут 20 объяснял мне, как делать мужскую энроску — разными способами, а я все никак не могла понять, а потом буквально изменил пару слов и после его объяснения мне не составило труда ни сделать мужскую, ни повести женскую энроску под заднюю сакаду:) Кстати, про структуру движения я ни от кого больше не слышала. В основном люди ограничивались техникой. Иногда Чичо дает структуру, когда уровень группы довольно продвинутый. И Густаво Навейра на семинарах выстраивает все исходя из структуры, хотя на самой структуре внимание не акцентирует.
На самом деле, мои навыки танцевания мужской партии — это исключительно заслуга Эстебана. Ну, и вообще, я считаю, что мне с учителем повезло. Я часто переводила его уроки, и наблюдала, как он работает. Ни одна деталь не ускользала от его внимания, и он всегда вытаскивал самое важное, и как-то почти незаметно менял это важное, и люди почти всегда уходили с инсайтами.
Помню, как на заре моего танго Грасиела Гонсалес мне говорила, что он один из немногих танцоров с совершенной техникой. Иногда мне кажется, что он знает про танго все вообще — от того как добиться того или иного звука у того или иного инструмента до психологических портретов танцующих. Когда я привозила их в первый раз, в месте, в котором проходили занятия и милонга, был странный пол. Вроде и паркет, а невероятно жесткий, так вот он мне минут 20 объяснял почему паркет может быть жестким и как сделать чтобы он был как в Каннинге. Я, конечно же, не стала реанимировать паркет, но теперь и это тоже знаю как.
К чему я это все? Да вот чему: если вам интересно в танго не только неумело пообниматься, в каждом шаге угрожающе приближаться к полу в состоянии свободного падения, а все-таки танцевать, то если на Российком Танго Конгрессе есть еще места на уроки к Эстебану и Клаудии, то сходите — не пожалеете. А ваши партнеры-партнерши будут вам благодарны и за компанию на уроке, и за прогресс в танце:)